Home / СТАТЬИ / ОДИН ИЗ ВЕДУЩИЙ УЧЕНЫЙ МИРА ХАДИСОВ – ИМАМ АБУ ИСА МУХАММАД ТЕРМИЗИ

ОДИН ИЗ ВЕДУЩИЙ УЧЕНЫЙ МИРА ХАДИСОВ – ИМАМ АБУ ИСА МУХАММАД ТЕРМИЗИ

Хадис (الحديث‎) – это весть о словах и делах Пророка Мухаммада ﷺ (да благословит его Аллах и приветствует – саловатни ё аробийсини қолдиринг ё русийсини, менингча аробийси чироғлик турибди). На деле они отражают различные религиозные и правовые аспекты жизни мусульманских общин.

В хадисах, по сути, отражаются – слова Пророка Мухаммада ﷺ (да благословит его Аллах и приветствует), то есть Его кавл (арабск.), Его (позитивное или негативное) отношение или решение (к кому либо или к чему либо), то есть Его такрир (арабск.), Его поведение и нравственность, то есть Его тийнат (арабск.), Его образ, характер или облик, изображение или знак, описание, то есть Его васф; Его действие или глагол (по отношению к кому либо или к чему либо), то есть Его феъл (арабск.).

Сочетание всего этого составляет сунну, которая совершенствует ислам и пользуется большим уважением как обычай среди мусульман и выражает шариатские принципы. Хадисы обычно передаются другим в устной форме через сподвижников Пророка ﷺ (да благословит его Аллах и приветствует).

Применение хадисов началось ещё при жизни Пророка Мухаммада ﷺ (да благословит его Аллах и приветствует).

У каждого хадиса должна быть своя непрерывная цепочка повествователей, то есть свой иснад, и в начале этого иснада должен стоить кто-нибудь из числа первых сподвижников Пророка ﷺ (да благословит его Аллах и приветствует). Для того, чтобы хадис был достоверным, то есть подлинным, необходимо не только иметь непрерывную цепь повествователей, но и потвердить доказательствами, что каждый рассказчик является человеком, заслуживающим доверия, правдивым, умственно надёжным и обладающим совершенной памятью. Если рассказчик хадиса не обладает такими качествами, то рассказанные им хадисы не считаются надежными. Мухаммад ﷺ (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то скажет, что он рассказал хадис, который я не рассказывал, пусть он приготовит себе место в аду». Конечно, такие слова не остались незамеченными для остальных. Несомненно, Коран и хадисы являются основой для совершенствования ислама.

Если говорить о хадисоведах, то один из самых первых среди хадисоведов был имам Абу Иса ат-Тирмизи после имама Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари. Его полное имя Абу Иса Мухаммад ибн Иса ибн Савра ибн аз Заххак ас-Суллами ат-Термизи (824-892).

С юных лет он воспитывался у многих учителей богословских школ Бухары и Хорасана, а также Ирака и Хиджаза.

Он был одним из самых выдающихся мухаддисов, знал наизусть десятки тысяч хадисов Пророка Мухаммада ﷺ (да благословит его Аллах и приветствует).

Среди учителей Имама Абу Иса Мухаммад ат-Термизи были Имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари, Муслим ибн аль-Хаджадж, Мухаммад ибн Абдулла, Али ибн Хаджар, Исхак ибн Рахавайх, Сувайд ибн Наср и др. Стоит отметить, что во время своих путешествий по сбору хадисов он встречался и учился у известных ученых своего времени таких, как Ахмад ибн Ханбаль и Абу Дауд.

Что касается классификации хадисов, следует отметить, что до имама Абу Исы ат-Термизи хадисы в основном были разделены на надежные и слабые хадисы. Практикуя эту науку, он был одним из первых, кто разделил хадисы на другие слои, такие как «хасан» – то есть хороший, красивый, и на не достоверные, то есть хадисы, дошедие из других рассказчиков, а не от сподвижников Пророка ﷺ (да благословит его Аллах и приветствует).

Его коллекция хадисов, называемая (جامع الترمذي‎) «Джаме ат-Термизи», является одной из шести величайших книг хадисов исламского мира с тем же содержанием как «Кутуб ас-Ситта». Имам Абу Иса Мухаммад ат-Термизи составил эту коллекцию в 260-270 годах по хиджре. Автор называет свою книгу «Аль-Джаме аль-Кабир», но многие поклонники привыкли называть эту книгу (سُـنَن الترمذي‎) «Сунан ат-Термизи». Суннитские ученые считают эту книгу одним из самых авторитетных источников по науке хадисов.

Собирая свою коллекцию хадисов как книгу, Имам Абу Иса Мухаммад ат-Термизи разделяет и даёт название на каждую главу, а затем приводит примеры из нескольких хадисов соответственно. Затем приводятся мнения ученых по исламскому шариату по тому или иному вопросу. Основное внимание в книге уделяется исламской юриспруденции и используется для того, чтобы делать любые выводы и фетвы. Другим примечательным фактом является то, что имам Абу Иса Мухаммад ат-Термизи полностью осознавал значение и содержание всех достоверных хадисов и их текстов, а также их историю. Вот почему он был наиболее искусным в принятии законов шариата на их основе.

Таким образом, книга хадисов, воссозданная благородной памятью и пером имама Абу Исы Мухаммад ат-Термизи – “Джаме ат-Термизий” (جامع الترمذي‎), стал важным источником для различных ученых исламского богословия, для того чтобы выразить свои взгляды в разумной и обоснованной форме.

Эта книга хадисов как в свое время, так и в более поздние времена была прокомментирована многими известными учеными, самым известным из которых был Абу Бакр ибн аль-Араби и его книга (عارضة الأحوذي في شرح الترمذي – Ариза аль-Ахвази фи шарҳ ат-Тирмизи). Книга Ас-Суюти “Хутуль Мугтази” и книга Сафи ар-Рахмана аль-Мубаракфури “Тухфат уль-Ахваз”.

Современники Имама Абу Исы Мухаммад ат-Термизи много писали о нем воспоминания. В частности имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари сказал: «Я получил больше пользы от тебя, чем ты от меня в общениях с тобой».

Муса ибн Алак пишет так: «Когда умер Имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари, не было возможно найти такого человека по масштабу знаний, по могуществу силы памяти, по благородству и скромности, кроме Имама Абу Исы ат-Термизи».

Один из его учеников, аль-Хаким Абу Ахмад писал о своем учителе так: «…Тогда я жил в Хорасане. После смерти имама Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари мне казалось, что не осталось никакого человека, который оказал бы поддержки, кроме имама Абу Исы Мухаммада ат-Термизи в науке о запоминании, аскетизме и благочестии. Имам Абу Иса Мухаммад ат-Термизи сильно пострадал от этой трагедии, его зрение было сильно ослаблено и он так жил до конца своей жизни».

Большинство книг, написанных Имамом Абу Иса ат-Термизи, сохранились до наших дней. К таким книгам относятся: «Аш-Шамаиль ан -набий саллялаҳу алайхи ва саллам» (“Облик и внешность Пророка ﷺ (да благословит его Аллах и приветствует”), «Аль-Илал филь-хадис» («Дефекты в хадисах»), «Рисола филь-хилоф валь-жадаль», («Дебаты о противоречиях хадисов»), «Ат-Таърих», («История»), «Китаб уз-зуҳд»», («Книга аскетизма»), «Китоб уль-асма валь-куна», («Книга об именах и о кунях») и т. д.

Книга «Шамаили Мухаммадия», или иначе «Аш-Шамаиль ан-набавия» («Облик и внешность Пророка ﷺ (да благословит его Аллах и приветствует») посвящена личной жизни Пророка Мухаммада ﷺ (да благословит его Аллах и приветствует). Она даёт относительно полное описание его облика, образа, биографии и замечательных качеств. Эта книга давно привлекает внимание многих исламских ученых и исследователей исламской истории.

РУСТАМОВ О. Ю. Ph.D. доцент
ЮСУПОВ Н. О. Магистр СамГИИЯ

Check Also

ВЗГЛЯД ИСЛАМСКОГО ШАРИАТА НА СМЕНУ ПОЛА И ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ ЭТОГО ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ

Современность рождает перед мусульманскими богословами новые вызовы и проблемы. На сегодняшний день по всему миру …