Home / СТАТЬИ / ОДИН ИЗ ВЕДУЩИЙ УЧЕНЫЙ МИРА ХАДИСОВ – ИМАМ АБУ ИСА МУХАММАД ТЕРМИЗИ

ОДИН ИЗ ВЕДУЩИЙ УЧЕНЫЙ МИРА ХАДИСОВ – ИМАМ АБУ ИСА МУХАММАД ТЕРМИЗИ

Хадис (الحديث‎) – это весть о словах и делах Пророка Мухаммада ﷺ (да благословит его Аллах и приветствует – саловатни ё аробийсини қолдиринг ё русийсини, менингча аробийси чироғлик турибди). На деле они отражают различные религиозные и правовые аспекты жизни мусульманских общин.

В хадисах, по сути, отражаются – слова Пророка Мухаммада ﷺ (да благословит его Аллах и приветствует), то есть Его кавл (арабск.), Его (позитивное или негативное) отношение или решение (к кому либо или к чему либо), то есть Его такрир (арабск.), Его поведение и нравственность, то есть Его тийнат (арабск.), Его образ, характер или облик, изображение или знак, описание, то есть Его васф; Его действие или глагол (по отношению к кому либо или к чему либо), то есть Его феъл (арабск.).

Сочетание всего этого составляет сунну, которая совершенствует ислам и пользуется большим уважением как обычай среди мусульман и выражает шариатские принципы. Хадисы обычно передаются другим в устной форме через сподвижников Пророка ﷺ (да благословит его Аллах и приветствует).

Применение хадисов началось ещё при жизни Пророка Мухаммада ﷺ (да благословит его Аллах и приветствует).

У каждого хадиса должна быть своя непрерывная цепочка повествователей, то есть свой иснад, и в начале этого иснада должен стоить кто-нибудь из числа первых сподвижников Пророка ﷺ (да благословит его Аллах и приветствует). Для того, чтобы хадис был достоверным, то есть подлинным, необходимо не только иметь непрерывную цепь повествователей, но и потвердить доказательствами, что каждый рассказчик является человеком, заслуживающим доверия, правдивым, умственно надёжным и обладающим совершенной памятью. Если рассказчик хадиса не обладает такими качествами, то рассказанные им хадисы не считаются надежными. Мухаммад ﷺ (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то скажет, что он рассказал хадис, который я не рассказывал, пусть он приготовит себе место в аду». Конечно, такие слова не остались незамеченными для остальных. Несомненно, Коран и хадисы являются основой для совершенствования ислама.

Если говорить о хадисоведах, то один из самых первых среди хадисоведов был имам Абу Иса ат-Тирмизи после имама Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари. Его полное имя Абу Иса Мухаммад ибн Иса ибн Савра ибн аз Заххак ас-Суллами ат-Термизи (824-892).

С юных лет он воспитывался у многих учителей богословских школ Бухары и Хорасана, а также Ирака и Хиджаза.

Он был одним из самых выдающихся мухаддисов, знал наизусть десятки тысяч хадисов Пророка Мухаммада ﷺ (да благословит его Аллах и приветствует).

Среди учителей Имама Абу Иса Мухаммад ат-Термизи были Имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари, Муслим ибн аль-Хаджадж, Мухаммад ибн Абдулла, Али ибн Хаджар, Исхак ибн Рахавайх, Сувайд ибн Наср и др. Стоит отметить, что во время своих путешествий по сбору хадисов он встречался и учился у известных ученых своего времени таких, как Ахмад ибн Ханбаль и Абу Дауд.

Что касается классификации хадисов, следует отметить, что до имама Абу Исы ат-Термизи хадисы в основном были разделены на надежные и слабые хадисы. Практикуя эту науку, он был одним из первых, кто разделил хадисы на другие слои, такие как «хасан» – то есть хороший, красивый, и на не достоверные, то есть хадисы, дошедие из других рассказчиков, а не от сподвижников Пророка ﷺ (да благословит его Аллах и приветствует).

Его коллекция хадисов, называемая (جامع الترمذي‎) «Джаме ат-Термизи», является одной из шести величайших книг хадисов исламского мира с тем же содержанием как «Кутуб ас-Ситта». Имам Абу Иса Мухаммад ат-Термизи составил эту коллекцию в 260-270 годах по хиджре. Автор называет свою книгу «Аль-Джаме аль-Кабир», но многие поклонники привыкли называть эту книгу (سُـنَن الترمذي‎) «Сунан ат-Термизи». Суннитские ученые считают эту книгу одним из самых авторитетных источников по науке хадисов.

Собирая свою коллекцию хадисов как книгу, Имам Абу Иса Мухаммад ат-Термизи разделяет и даёт название на каждую главу, а затем приводит примеры из нескольких хадисов соответственно. Затем приводятся мнения ученых по исламскому шариату по тому или иному вопросу. Основное внимание в книге уделяется исламской юриспруденции и используется для того, чтобы делать любые выводы и фетвы. Другим примечательным фактом является то, что имам Абу Иса Мухаммад ат-Термизи полностью осознавал значение и содержание всех достоверных хадисов и их текстов, а также их историю. Вот почему он был наиболее искусным в принятии законов шариата на их основе.

Таким образом, книга хадисов, воссозданная благородной памятью и пером имама Абу Исы Мухаммад ат-Термизи – “Джаме ат-Термизий” (جامع الترمذي‎), стал важным источником для различных ученых исламского богословия, для того чтобы выразить свои взгляды в разумной и обоснованной форме.

Эта книга хадисов как в свое время, так и в более поздние времена была прокомментирована многими известными учеными, самым известным из которых был Абу Бакр ибн аль-Араби и его книга (عارضة الأحوذي في شرح الترمذي – Ариза аль-Ахвази фи шарҳ ат-Тирмизи). Книга Ас-Суюти “Хутуль Мугтази” и книга Сафи ар-Рахмана аль-Мубаракфури “Тухфат уль-Ахваз”.

Современники Имама Абу Исы Мухаммад ат-Термизи много писали о нем воспоминания. В частности имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари сказал: «Я получил больше пользы от тебя, чем ты от меня в общениях с тобой».

Муса ибн Алак пишет так: «Когда умер Имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари, не было возможно найти такого человека по масштабу знаний, по могуществу силы памяти, по благородству и скромности, кроме Имама Абу Исы ат-Термизи».

Один из его учеников, аль-Хаким Абу Ахмад писал о своем учителе так: «…Тогда я жил в Хорасане. После смерти имама Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари мне казалось, что не осталось никакого человека, который оказал бы поддержки, кроме имама Абу Исы Мухаммада ат-Термизи в науке о запоминании, аскетизме и благочестии. Имам Абу Иса Мухаммад ат-Термизи сильно пострадал от этой трагедии, его зрение было сильно ослаблено и он так жил до конца своей жизни».

Большинство книг, написанных Имамом Абу Иса ат-Термизи, сохранились до наших дней. К таким книгам относятся: «Аш-Шамаиль ан -набий саллялаҳу алайхи ва саллам» (“Облик и внешность Пророка ﷺ (да благословит его Аллах и приветствует”), «Аль-Илал филь-хадис» («Дефекты в хадисах»), «Рисола филь-хилоф валь-жадаль», («Дебаты о противоречиях хадисов»), «Ат-Таърих», («История»), «Китаб уз-зуҳд»», («Книга аскетизма»), «Китоб уль-асма валь-куна», («Книга об именах и о кунях») и т. д.

Книга «Шамаили Мухаммадия», или иначе «Аш-Шамаиль ан-набавия» («Облик и внешность Пророка ﷺ (да благословит его Аллах и приветствует») посвящена личной жизни Пророка Мухаммада ﷺ (да благословит его Аллах и приветствует). Она даёт относительно полное описание его облика, образа, биографии и замечательных качеств. Эта книга давно привлекает внимание многих исламских ученых и исследователей исламской истории.

РУСТАМОВ О. Ю. Ph.D. доцент
ЮСУПОВ Н. О. Магистр СамГИИЯ

Check Also

67 ситуаций, КОГДА СЛОВА МОГУТ НАВРЕДИТЬ

67 ситуаций, КОГДА СЛОВА МОГУТ НАВРЕДИТЬ или 67 ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ СЕКРЕТОВ   «МОЛЧАНИЕ — ЭТО НЕ СЛАБОСТЬ… ИНОГДА …