Home / СТАТЬИ / ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИБН КАДИ СИМАВУНЫ КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ХАНАФИТСКОГО ПРАВА В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИБН КАДИ СИМАВУНЫ КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ХАНАФИТСКОГО ПРАВА В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

Ибн Кади Симавуна, более известный как Шейх Бадруддин, является одним из самых противоречивых ученых в истории Османской империи. Научная и общественно-политическая деятельность ученого на сегодняшний день привлекла внимание десятков восточных и западных исследователей[1]. Причиной такого отношения является не только оригинальность написанных им работ по исламскому праву, но и тот факт, что идеи, выдвигаемые в этих работах, отражают тысячелетние ценности, выстраданные человеческой историей.

Разные источники содержат противоречивую информацию о дате рождения ученого. Хотя он больше известен как «сын судьи Симавуны» (Ибн Кади Симавуны), некоторые современные ученые, в том числе Узунчаршылы и Орхан Шаик Гокяй, фактически читают арабское слово «кaди» как «гази»[2]. По словам Гокяя, отец шейха был одним из полководцев, которые боролись за распространение ислама в Анатолии[3]. Тот факт, что слово «гази» (тот, кто выиграл битву за ислам) стал «судьей» (кади), связано с ошибкой одного из ранних писцов рукописей.

На сегодняшний день существует десятки исследований, посвященных жизни и научной деятельности Ибн Кади Симавуны. Однако в каждом из них один аспект остается вне поля зрения исследователей, и это вопрос о влиянии научной среды Центральной Азии на формирование научной личности ученого. Анализ источников показывает, что жизнь Ибн Кади Симавуны от начала до конца была тесно связана с учеными нашего края. Было бы разумно искать начало его интереса к Центральной Азии в молодости, в среде его первых учителей. Известно, что в детстве он изучал математику и другие науки у известного математика и астронома Кадизаде-и Руми, который бил родом из Анатолии и провел основную часть жизни в Самарканде (1364-1436).

К двадцати годам жизни Ибн Кади Симавуна тоже покинул Османскую империю из-за внутренних конфликтов и направился в Каир. В столице государства мамлюков он познакомился с логиком, теологом и юристом ас-Сайидом аль-Шарифом аль-Джурджани (1340-1413). Можно предположить, что эти двое учёных (Кадизаде Руми и Джурджани), которые положительно относились к великому Амиру Темуру и также заслужили уважение правителя, фактически сыграли ключевую роль в формировании личности Ибн Кади.

Согласно историческим источникам, сам Ибн Кади Симавуна позже смог встретиться с «Правителю семи частей света». Амир Тимур, возвращаясь со своего военного похода в Анкару, остановился в Тебризе в 1402 году и, как обычно, устроил научную дискуссию с участием учёных. Ибн Кади, который был в городе в то время, также был приглашен на встречу. Во время научной дискуссии он привлекает внимание правителя своим острым умом, и, согласно одном из преданий, правитель предлагает ему жениться на одной из девушек высокого происхождения. Учёный, однако, вежливо отклонил предложение, заявив, что он уже женат. Немецкий востоковед Кисслинг пишет, что настоящей причиной пребывания шейха в Тебризе в то время было не его намерение встретиться с правителем, а другая религиозная цель[4]. Является ли это повествование правдивым или сфабрикованным, нет сомнений в том, что учёный сохранял глубокое уважение к правителю Мавераннахра до конца своей жизни.

В последние годы своей жизни Ибн Кади Симавуна был обвинен в в организации восстания против османского правителя Мехмеда I и подвергся преследованию. В это время он пытался бежать на территории, подвластные Тимуридам, но эта попытка не увенчалась успехом. В результате ученый был захвачен солдатами османского султана и казнен в 813/1420 году.

Интерес к творчеству Ибн Кади Симавуны начал немецкий востоковед Франц Бабингер (1891-1967)[5]. Другой востоковед, Х. Кисслинг, считает, что «он написал около пятидесяти работ, большинство из которых относятся к области юриспруденции». На сегодняшний день сохранились только три работы Ибн Кади, написанные в области ханафитской юриспруденции – «Джамиъ ал-фусулайн», «ат-Тасхил» и «Латаиф ал-ишарат».

В исламском источниковедении широко распространено мнение о том, что «Джами аль-фусулайн» является объединенной формой двух книг, а именно «аль-Фусул» Маджд ад-дина аль-Уструшани (ум. 632/1235) и «Фусул ал-ихкам фи усул аль-ахкам» Зайн ад-дина ал-Маргинани (ум. 670/1271)[6]. Причина этого заключается в том, что оба «Фусул(и)» состоят из сорока глав и оба являются руководством для судей. Фактически, даже беглый взгляд на «Джами аль-фусулайн» показывает, что этот вывод неверен. Автор использовал десятки других источников в книге в дополнение к этим двум «Фусул». Издание книги от 1881 года содержит полный список этих источников – их около ста.

Как написал Ибн Кади во вступлении к «Джами аль-фуслайн», он намеревался написать всеобъемлющую пособию для судей. С точки зрения объема, книга составляет четверть объема двух предыдущих «Фусул». «Джами аль-фусулайн» обсуждает в основном вопросы торговли и других повседневных гражданских отношений вдобавок к практическим аспектам судебной системы. Первые шестнадцать глав посвящены правилам проведения судей и вынесения приговора, а следующие главы посвящены вопросам гражданских отношений (ал-муамалат). По этой причине «Джами аль-фусулайн» был одним из главных руководств для судей и муфтиев Османской империи в течение сотен лет.

Некоторые из рукописей книги хранятся в библиотеках Парижа (Национальная библиотека Франции), Иерусалима (Национальная библиотека Израиля), Библиотеки Аль-Масджид Аль-Акса и Лейпцигского университета (Германия). Кроме того, в рукописных сборниках Турции и арабских стран хранятся десятки списков этой книги.

Книга была завершена в относительно короткие сроки. Согласно Хаджи Халифе, автор начал его в сентябре 1410 года (813 г.х.) и завершил его 17 июня 1411 года (28 сафар 814 года)[7].

Критика Ибн Кади Симавуной некоторых влиятельных ханафитских юристов в его работах позже вызвала немало споров. Османский ученый аль-Карамани подробно останавливается на этом в своей работе «аль-Аджвиба». По словам Хаджи Халифы, общее количество вопросов, против которых выступил Карамани, составило 380[8]. «Аджвиба» была позже отредактирована другим османским юристом Фахр ад-дином ар-Руми (9/15 век)[9].

В целом, источники в «Джами аль-фусулайн» можно разделить на несколько частей – на устные предания от юристов (фукаха), ссылки на известных трудов по исламской юриспруденции и цитаты из неизвестных источников («в некоторых фетвах», «по некоторым машайих»). Можно предположить, что автор познакомился со всеми этими источниками в медресе в Бурсе, которая в то время служила главным научным учреждением в Османской империи.

В общем, в «Джами аль-фусулайн» цитируется больше ста работ и имена ученых. Некоторые имена и названия книг дошли до нас только через этот  источник. Ниже перечислены наиболее часто цитируемые источники центральноазиатских авторов: «аз-Захира аль-бурханийя» (337 раз), «Фатава Кадихан» (262 раз), «ал-Фатава аз-захирия» (207 раз), «Уддат аль-муфтин» (180 раз), «аль-Мухит ал-бурхани» (154 раз), «аль-Мабсут» (97 раз) и аль-Уструшани (88 раз). Анализ показывает, что количество цитат из «ал-Фусул»и аль-Уструшани и Маргинани значительно меньше, чем цитатқ из других источников.

Эти работы ханафитов Трансоксании считаются не сохранившимися до наших дней: «аль-Хасаил» ан-Насафи, «Фатава ад-Динари», «аль-Акзия» Захир ад-дина аль-Маргинани, «аль-Хисал фи-л-фуруъ», «Гариб ар-ривая», «аль-Маншур» и «Халаса аль-муфти». Эти цитаты показывают, что к концу 14-го века ханафитская школа в Центральной Азии стала отдельной школой, независимой от других мусульманских регионов. Цитаты в «Джами аль-фусулайн» также доказывают, что автор свободно говорил по-персидски.

В заключение нужно добавить, что научное наследие османского законоведа Ибн Кади Симавуны еще до конца не изучено. В последующих исследованиях его правовые взгляды должны быть проанализированы в связи с трудами богословов и ханафитских улема из Центральной Азии. Такое комплексное изучение может дать дополнительную информацию по истории ислама и источниковедения в восточных мусульманских странах.

[1] GAL 2: 290, SB 2: 315; H. J. Kissling, “Badr al-Dın Ibn Kādı Samāwnā”, EI² (Fr.), I, 893-894. Сравнительно полная биография дана Б.Диндаром: Bilal Dindar. Şayh Badr al-din Mahmud b. Isra’il // Atatürk Üniversitesi İslâmî İlimler Fakültesi Dergisi, 1979, no. 3 (f. 1-2), 295-323-б. (на французском); H.J.Kissling, Badr al-din b. Kadi Simawna // EI2, 1: 869.
[2] Uzunçarşılı, Osmanlı Tarihi, 1: 360
[3] Orhan Şaik Gökyay, “Şeyh Bedreddin’in Babası Kadı mı?”, Tarih  ve toplum, No. 2 (1984), s. 16-18.
[4] Kissling, Süd-Ost Forschungen, 1956, б. 244 – “Der Zweck der Reise war keineswegs die Zusammenkunft mit dem mongolischen Welteroberer, sondern ein religiöser“.
[5] Scheich Bedr ed-Din, der Sohn der Richters von Simaw // Der Islam, xi, (1921), p. 1-106; Der Islam, XVII, (1928), p. 1-106
[6] Ali Bardakoğlu. Câmiu’l-Fusûleyn. TDV İA, 7: 108-9; Efraim Wust. Catalogue of the Arabic, Persian, and Turkish Manuscripts of the Yahuda Collection of the National Library of Israel, vol.1. Leiden: Brill, 2016. стр. 775.
[7] Kashf aẓ-ẓunūn, 1: 566.
[8] Kuwait Library MS 5742, Фейзуллах 647, Suleymaniye Library Turhan Valide Sultan MS 97
[9] Kashf aẓ-ẓunūn, 2: 1244
Зафар Нажмиддинов,
Докторант, МИА Узбекистана

Check Also

ВЗГЛЯДЫ ИЗВЕСТНОГО МУСУЛЬМАНСКОГО БОГОСЛОВА МУСТАФЫ САБРИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРАВ ЖЕНЩИН НА БАЗЕ КНИГИ «КАУЛИ ФИ АЛЬ-МАР`А»

Один из крупнейших мусульманских богословов 20 века Мустафа Сабри родился 21 июня 1869 года в …