Home / СТАТЬИ / ВЗГЛЯД ИСЛАМСКОГО ШАРИАТА НА СМЕНУ ПОЛА И ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ ЭТОГО ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ

ВЗГЛЯД ИСЛАМСКОГО ШАРИАТА НА СМЕНУ ПОЛА И ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ ЭТОГО ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ

Современность рождает перед мусульманскими богословами новые вызовы и проблемы. На сегодняшний день по всему миру делается огромное количество разного рода пластических операций. Богословы прошлого в силу объективных причин не могли вывести богословско-правового решения касательно данных операций, поэтому отвечать на данный вопрос предстоит нам.

Смена пола является одной из распространенных пластических операций. Вопреки представлению большинства людей, смена пола не производится в результате одной операции – обычно это сложный процесс, включающий в себя гормональную терапию, несколько сложных операций по реконфигурации гениталий, формированию груди по женскому или мужскому типу и часто множество других операций, не связанных напрямую с половыми признаками.

Следует отметить, что в данной статье мы будем говорить о смене пола, совершаемой трансгендерными людьми, и не будем затрагивать коррекцию пола, которую совершают некоторые гермафродиты.

Трансгендерностью называют несовпадение гендерной идентичности или гендерного выражения человека с полом, присвоенным ему при рождении[2]. Последняя, одиннадцатая международная классификация болезней (МКБ) не считает трансгедендерность психическим заболеванием в отличии от прошлой МКБ-10[8].

В Российской Федерации процедура смены полы является легальной и регулируется приказом Минздрава РФ от 23 октября 2017 года «об утверждении формы и порядка выдачи медицинской организацией документа об изменении пола», и ФЗ №143 «об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. (Об утверждении формы и порядка выдачи медицинской организацией документа об изменении пола: приказ Минздрава РФ от 23 октября 2017 г. №850н // Минюст РФ. – 2018. – № 49695. Об актах гражданского состояния: федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 1997. — №47, ст. 5340).

Рассматривая вопрос о дозволенности смены пола с точки зрения исламского права, необходимо отметить, что несмотря на то, что большинство богословов считает подобный переход запретным, некоторые правоведы разрешают данную процедуру. Основным их доводом является то, что трансгендерность – это психическая болезнь, а исламский шариат не запрещает людям лечиться. Смену полу они воспринимают как способ устранения от данного человека психического и психологического вреда.

Также они упоминают хадис, в котором Пророк, мир ему и благословление Всевышнего, запретил входить к своим женщинам женоподобному мужчине. Комментируя данный хадис, известный мусульманский богослов Ибн Хаджар аль-Аскаляни говорит, что если мужчина не старается специально походить на женщин, а таковой является его натура, то в этом нет греха, хоть ему и следует стараться избавиться от этой своей особенности[4].

Согласно логике дозволяющих смену пола богословов, трансгендер подобен женоподобному мужчине, который не старается специально походить на женщин. То есть на нем нет греха за его особенность, и он имеет полное право ради сохранения своего психического здоровья прибегнуть к ряду процедур, призванных сменить его пол на тот, в котором ему будет комфортно. Важно отметить, что подавляющее большинство дозволяющих подобный переход богословов относятся к шиитскому направлению Ислама.

Сторонники же запрета подобного перехода опираются на известный хадис, в котором Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, проклял мужчин, уподобляющихся женщинам и женщин, уподобляющихся мужчинам[5: 246]. Если Всевышний проклял тех, кто просто уподобляется людям другого пола, что же говорить о тех, кто меняет свой пол? Также они приводят 119 аят из суры ан-Ниса, в смысле которого говорится: «И я обязательно введу их в заблуждение и внушу им (пустые) мечты (о долгой жизни, за которой не последует воздаяния). И я прикажу им обрезать уши у скотины (перед жертвоприношением во имя идолов). Я прикажу им изменять творения Аллаха». Кто взял шайтана в друзья (и покровители) вместо Аллаха, тот, без сомнений, сильно проиграл (такой человек променял Рай на место в Аду)»[1].

Изменение творения Аллаха является в Исламе запретным действием. Смена пола, несомненно, является с точки зрения мусульман изменением творения Аллаха.

Мы считаем, что доводы противников смены пола являются более сильными. Таким образом, можно смело заявить о том, что суннитское исламское право категорически запрещает смену полу и считает данный переход греховным действием.

Однако остается открытым вопрос, если несмотря на запретность смены пола трансгендерный человек все-таки пойдет на такую операцию, изменится ли его доля в наследстве? Как известно, исламское право устанавливает свой, особый порядок наследования, в котором половая принадлежность в некоторых случаях определяет размер получаемой доли наследства.

Некоторые богословы считают, что смена пола не влечет за собой никаких изменений в процессе наследования. Связывают они это с тем, что меняются лишь внешние признаки человека, а его пол все равно остается таким, с каким человек был рожден. Мужчина остается мужчиной, а женщина женщиной, даже если из-за гормональной терапии и пластических операций они теперь неотличимы от лица противоположного пола. Таким образом, согласно мнению этих богословов, перемена пола не оказывает никакого влияния на права и обязанности человека.

Однако на самом деле в результате необходимых для смены пола процедур организм человека полностью перестраивается, и мы считаем, что данный переход должен влечь за собой определенные правовые последствия.

Итак, мы считаем, что удачная смена пола влияет на получаемую в процессе наследования долю, так как пол человека полностью меняется и биологически, и юридически. Данную точку зрения разделяет ряд известных богословов, в том числе доктор Адиль аль-`Инази, написавший по данному вопросу целую статью[3].

В том же случае, если человек еще не полностью поменял свой пол, либо в силу тех или иных причин процедура смены пола в его случае прошла безуспешно, и он является обладателем как мужских, так и женских половых признаков, его пол следует признать проблемным и отнести его к гермафродитам (хунса).

В отличие от смены пола, гермафродитизм — это природное явление, и как следствие он существовал в классическую эпоху мусульманского права, вследствие чего мусульманские правоведы подробно изучили связанные с гермафродитами богословско-правовые вопросы, в том числе вопрос о наследовании гермафродита.

Ханафисткий правовед имам аль-Касани дает следующее определение гермафродиту: «Гермафродит (хунса) – это человек, имеющий и мужские, и женские половые признаки. Один человек поистине не может быть одновременно мужчиной и женщиной, он является либо мужчиной, либо женщиной[6: 327].

Относительно того, как наследует гермафродит имеется разногласие среди мусульманских правоведов. Так, богословы ханафитской правовой школы считают, что при подсчете причитающейся гермафродиту доли следует сравнить долю, которую он получит, если принять его как мужчину, и долю, которую он получит, если принять его за женщину. После чего необходимо присудить гермафродиту наименьшую долю. Такое решение основывается на том, что меньшая доля полагается ему в любом случае, таким образом, ограничиваясь на ней мы действуем согласно тому, в чем у нас есть твердое убеждение (якын), и оставляем то, в отношении чего имеются сомнения (шакк)[7: 356].

Богословы маликитской правовой школы считают, что гермафродит получает половину доли мужчины и половину доли женщины[7: 355 ].

Шафииты считают, что гермафродит и остальные наследники получают те доли, относительно которых есть уверенность (минимальные доли). Остальное наследство временно не делится до тех пор, пока пол гермафродита не будет определен[9: 354].

Представители ханбалитского мазхаба и имам Абу Йусуф из числа ханафитов считают, что, если есть надежда на определение пола гермафродита, необходимо раздать наследникам минимальные причитающиеся им доли, а остальное временно не делить, до тех пор, пока пол гермафродита не будет определен. Если же нет надежды на установление пола гермафродита, ему причитается половина мужской и половина женской доли[7: 356].

Таким образом, подводя итог вышенаписанному, мы можем утверждать, что, во-первых, смена пола, согласно исламскому праву, является запретным и греховным действием. Если же смена пола все-таки произошла, это будет влиять на получаемую долю в наследстве. Если переход прошел успешно и человек полностью поменял свой пол, он будет наследовать так, как наследуют представители его нового пола. Если же переход не был осуществлен до конца или если в процессе переход случилась та или иная ошибка, в результате которой человек имеет половые признаки обоих полов, и нельзя предпочесть один пол над другим, он будет наследовать так, как наследуют гермафродиты, доли которых подробно описаны правоведами эпохи раннего ислама.

То, что мусульманское право способно давать ответы на подобные вопросы, лишний раз доказывает, что оно является универсальным и подходящим для любых времен и условий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
  1. 4 Сура Корана [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://azan.ru/tafsir/an-Nisa/101-120.
  2. Terry Altililo, Shirley Otis-Green. Oxford Textbook of Palliative Social Work (англ.) — Oxford Universiry Press, 2011. — P. 380. – ISBN 978-0199838271.
  3. Адиль аль-Инази [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mdak.journals.ekb.eg/article_157160_e4ac1dc7503153a64d5c2a1c5a696390.pdf.
  4. Аль-Аскаляни, Ибн Хаджар. Фатх аль-бари. – Бейрут: Дар аль-ма`рифа. – Т. 9.
  5. Аль-Бухари, Мухаммад ибн Исмаиль. Сахих аль-Бухари. – Бейрут: Ат-Таб`а аль-султания. – Т. 9.
  6. Аль-Касани, Аляутдин. Бадаи` ас-санаи`. – Бейрут: Дар аль-кутуб аль-`ильмия, 1967 г. Т.1.
  7. Группа авторов, кувейтская энциклопедия фикха. – Кувейт: Дар ас-салясиль, 2001 год. Т. 27.
  8. Нововведения МКБ-11: этапы пересмотра и значение для клинической практики М.А. Кулыгина канд. психол. наук ст. научн. сотрудник Научно-образовательный центр ГБУЗ ПКБ№1 им. Н. А. Алексеева Грозный 8–9 апреля 2021.
Алаас Эрхан Жогор Уола,
Болгарская исламская академия
Магистрант 2 курса

Check Also

СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ТУЗЕМНОЙ» МИЛИЦИИ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ

Зарождение милицейских подразделений в Средней Азии относится к периоду, когда здесь еще не было ни …