Home / СТАТЬИ / ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ АБУ НАСРА АЛЬ-ФАРАБИ ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОРОДОМ

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ АБУ НАСРА АЛЬ-ФАРАБИ ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОРОДОМ

Всем известно, что каждое суверенное государство имеет свою неповторимую историю и культуру, подлинным творцом и созидателем которых по праву является народ. Эту истину ярко подтверждает многовековая история Узбекистана и последний, 25-летний период его свободного развития, путь прогресса, направленный на укрепление независимости и государственного суверенитета. Мощной и решающей силой такого созидательного процесса, несомненно, является наш многонациональный народ. Все мы хорошо знаем, какие сложные времена, какие нелегкие испытания пришлось пережить узбекскому народу в его многовековой истории. Новейшая история Узбекистана и достигнутые нами огромные успехи дают нам все основания с уверенностью сказать, что наш народ, обладающий мужеством и силой, несгибаемой волей и решительностью, способен преодолеть любые трудности и испытания на своем пути [1].

Отличительной особенностью узбекского народа является бережное отношение к своим историческим корням социальной и культурной жизни. В частности изучения проблем методов государственного регулирования в эпоху средневековья является одной из актуальных исследовательских задач. Для исторической ретроспективы данной проблемы необходимо обратиться историческому наследию мыслителей Средней Азии в период средневековья. Одним из них является Абу Наср Фараби.

Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Узлуг Тархон аль-Фараби является одним из величайших мыслителей средневекового мусульманского Востока. Он был энциклопедистом своего времени и основоположником светской философии почитаемая в мусульманских странах мира. Ему было присвоено почетное звание второго учителя, после Аристотеля.

Абу Наср аль-Фараби автор более 160 трактатов, охватившие главные направления средневековой науки: медицины, математики, астрономии, филологии, музыковедения, военного искусства, логики, этики, правоведения и т.д. [2] Он был глубоким знатоком греческой философии. Основные философские работы: «О достижении счастья», «Пути достижения счастья», «Гражданская политика», «Книга о воззрениях жителей города мудрецов», «Вопросы философии и ответы на них» и др.

Имеются сведения о том, что Фараби до отъезда в Багдад побывал в Шаше и в Самарканде, некоторое время учился и работал в Бухаре. По пути в Багдад он побывал во многих городах Ирана: Исфахане, Хамадане, Тегеране и др. Особый интерес Фараби проявлял к изучению языков. Арабский язык и его грамматику он освоил в Багдаде, изучил также персидский, греческий, сирийский и другие языки.

Он первым подверг к систематизации и обстоятельному анализу логического знания древности и средневековья. Поэтому современники называли его первым специалистом в логике среди арабо-мусульманских народов. Фараби не только восстановил логическое учение Аристотеля, но и привел логические сочинения в единую систему. Логическая проблематика в изложении Фараби значительно расширена; Так, в университетской библиотеке в Братиславе в рукописях под названием «Китаб фил мантик» («Книга логики»), «Китоб Мухтасар жамъ ал-Кутуб ал-Мантикия» («Большой сборник по логике»), переписанных с различных ранних рукописей в начале XVIII века Ахмедом Али аш-Шами, приводятся названия 12 логических трактатов Фараби. [3]

Фараби не выделяет этику и педагогику в самостоятельные науки. Они составляют часть политической науки, которая должна определить пути достижения всеобщего счастья. Этика это знание о нравственных поступках человека, члена общества, а политическая наука — знание управления нормами и поступками всех членов общества в целом.

Ал-Фараби создал совершенную для своего времени классификацию наук, определяя предмет и задачи каждой отрасли научного знания, большое внимание уделял вопросам совершенствования общественного устройства.

Фараби признавал четыре формы правления: монархию, аристократию, диктатуру и демократию. [4]

Общие достижения философской и социологической мысли народов Средней Азии, Индии, Ирана и других стран Востока, Фараби создал учение, в которой той или иной степени нашли свое отражение почти все проблемы человеческого общества.

Касаясь проблемы происхождения общества, Фараби отвергает утверждение об объединении людей в общества в результате войн и насилия. Общество возникает в результате стремления людей удовлетворить свои потребности, оно необходимо для существования людей и их совершенства. Общество состоит из народов, которые отличаются друг от друга своими привычками, нравами, характером и языком. Своеобразие нравов и характерных черт различных народов Фараби объясняет особенностями географических условий, в которых живут тот или иной народ. Фараби разделяет города — государства на добродетельные или идеальные и невежественные. Идеальный — это город, который существует на основе взаимопомощи жителей. Город-государство имеет внешние и внутренние задачи. Внешние — это организация обороны города и охрана его от нападения извне. Внутренние — обеспечение счастья его жителям. Фараби указывает на три формы правления: единовластие, правление небольшой группой людей, правление наиболее достойной личностью, избранной народом [5].

В своей книге «Фозил одамлар шахри» («О воззрениях жителей города мудрецов») выдвигает очень ценные морально- политические требования к правителям города. Правитель идеального города по Фараби должен обладать следующими качествами:

  1. Физическим совершенством;
  2. Умственным совершенством, он должен иметь отменную способность разбираться в том, что ему говорят;
  3. У него должна быть хорошая память; он должен запоминать все, что узнал, увидел, о чем размышлял;
  4. Быть красноречивым, уметь приятно говорить и хорошо излагать свою мысль;
  5. Питать любовь к знаниям и пользоваться знаниями; не бояться мук и страданий, связанных с приобретением знаний и не считать их муками и трудностями;
  6. Избегать употребления вина, не увлекаться хорошей пищей, с ненавистью и презрением относиться к наслаждениям напитками и роскошной едой;
  7. С любовью относиться к людям знания, и со злобой — к невеждам, лгунам и людям плохого намерения, к неблаговоспитанным;
  8. Держать себя свободным от всего того, что подло, унизительно и стремиться к высокому;
  9. Богатство — золото, серебро, и т.д. не должно иметь для него цены
  10. Любить справедливость и уважать носителей ее, ненавидеть притеснения и угнетения, деспотов; самому быть благодушным и призывать людей к совести и благодушию; оскорбленных и притесненных освобождать от оскорбления и унижения; творить добрые и благородные дела;
  11. В делах справедливости и призывах к ней он должен быть верным, настойчивым и последовательным; в осуждении угнетения, угнетателей, порочных действий быть примерным и решительным; не гнаться за богатством, а свое богатство делить с нуждающимися;
  12. Со всей решительностью, категоричностью и энергией, без боязни быть справедливым, правдивым и бороться за осуществление того правого, что считают нужным осуществить. [6]

Фараби утверждает, что только человек, обладающий вышеуказанными качествами, имеет право и основание считать себя совершенным и стоять во главе общества и государства, вершить судьбами людей. Если нельзя найти одного такого человека, то можно поставить во главе государства группу людей имеется республиканская форма проявления каждый из которых обладает одним или несколькими из этих качеств, таким образом, в этой группе людей нашли бы отражение все, перечисленные выше качества. По Фараби только то государство может бьггь прочным и устойчивым, во главе которого стоит такой человек или такая группа людей. В противном случае всякое государство непременно распадается, а в обществе будут неприятности и беспорядок. [7]

Все требования, предъявляемые Фараби к руководителю города мудрецов вполне полезны и поучительны.

Социально-утопические взгляды Фараби нашли дальнейшее развитие у таких мыслителей как: «Братья чистоты» ал-Беруни, Ибн Сины, Ибн Туфейля, Ибн Рушда, Омар Хайяма, Ибн Халдуна и других мыслителей. Востока и Средней Азии. Труды и высказывания их послужит примером возрастания интересов научного познания истории развития общества в разных странах мира.

Миржалолхон АСАТУЛЛОЕВ,
Ассистент кафедры “Историо-графии и источниковедения” СамГУ
 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
  1. Мирзиёев Ш.М. Мы все вместе построим свободное, демократическое и процветающее государство Узбекистан. Выступление на торжественной церемонии вступления в должность Президента Республики Узбекистан на совместном заседании палат Олий Мажлиса / Ш.М. Мирзиёев. – Т.: Ўзбекистон, 2016.
  2. Форобий А.Н. «Фозил одамлар шахри». Акад. М.Хайруллаев. – Т.: А.Кодирий номидаги халқ мероси нашриёти, 1993.
  3. Хайруллаев М.М. Культурное наследие и история философской мысли. – Т.: Узбекистан, 1985.
  4. Хайруллаев М.М. Указ работа.
  5. Григорян С.М. Из истории Средней Азии и Ирана V11-ХII вв. — М.: Науки, 1960.
  6. Захидов В.Ю.Указ.раб.
  7. Хайруллаев М.М. Форобий (Ҳаёти ва илмий мероси). – Т.: Ўзбекистон, 1991.

Check Also

СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ТУЗЕМНОЙ» МИЛИЦИИ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ

Зарождение милицейских подразделений в Средней Азии относится к периоду, когда здесь еще не было ни …