Home / СТАТЬИ / ОПОРА СУННЫ СРЕДИ СУФИЕВ ИЗ ИСФАХАНА

ОПОРА СУННЫ СРЕДИ СУФИЕВ ИЗ ИСФАХАНА

Из истории известно, что становление и формирование суфизма в качестве учения приписывается IX-Х векам. В период становления и обретения популярности суфизма в сравнении с периодом Пророка (С.А.В), суфийские наставники и их последователи обращали большее внимание отшельничеству (танасук) и уединению, нежели бытию во общении с социумом. Под влиянием этого, не каждый представитель суфийской мысли занимался сочинением трудов, которые могли бы стать важными источниками суфийской деятельности. Но с другой стороны, то есть в процессе развития суфизма, некоторые из них сыграли существенную роль и начали составлять труды, многие из которых дошли до сегодняшних дней. Среди них можно отметить Абу Нуайма Асбахани, который является одним из выдающихся ученых и хадисоведов, оказавший значительное влияние на развитие исламской науки, в частности области суфизма.

Абу Нуайм Ахмад ибн Абдуллах ибн Ахмад ибн Исхак ибн Муса ибн Михран Асбахани родился и жил в Исфахане в IX веке, где получил образование и много лет преподавал. Его наследие оказывает огромное влияние на различные области исламской науки, включая науки о хадисах, биографию пророка Мухаммада (С.А.В) и его сподвижников, а также литературу и культуру в целом. Он является потомком Мухаммад ибн Юсуфа Банна, одного из суфийских шейхов, выдающихся людей, для которого Аллах соединил высоты в повествовании и завершение в познании (الْعُلُوّ فِي الرِّوَايَة وَالنِّهَايَة فِي الدِّرَايَة) [3:Т-4:18].

Абу Нуайм Асбахани родился в месяце Раджаб в 336/948 году, в семье, где любили знания и ценили их важность. С ранних лет отец (ум. в 365 году по хиджре) направил его учиться у ряда шейхов той эпохи. Далее, в 356 г.х Абу Нуайм покинул пределы дома в поисках знаний. Ему было двадцать лет. Переехав в Багдад, продолжил учебу у Абу Али ибн Саввафа, Абу Бакр ибн Хайсама Анбари, Ибн Халлад Насиби и многих других. В Мекке его учителями были Абу Бакр Аджури и Ахмад ибн Ибрахим Кинди. Обучался в Басре у Фарука Хаттаби, Мухаммада Амири, в Куфе его наставником был Абу Бакр Талхи, в Нишапуре – Абу Ахмад Хаким и другие видные ученые той эпохи [3:Т-4:18-20].

Передавали хадисы и знания от Абу Нуайма большинство учеников, среди которых были Абу Саад Мадини, Абу Бакр Заквани, его особенный ученик Абу Бакр Хатиб, и скончавшийся последним из них – Абу Тахир Даштадж.

Ученые часто отмечали Абу Нуайма и его преданность Сунне и ее наукам.

Нак, нишапурский мухаддис Абу Абдурахман Сулями в своей книге “Табакат ас-Суфийя” приводит его в цепочке передатчиков хадиса [3:Т-4:20].

Абу Мухаммад ибн Самарканди писал: “Я слышал, как Абу Бакр Хатиб сказал: “Я не видел никого, носившего имя Хифз, кроме двух мужчин, Абу Нуайма Асбахани и Абу Хазима Абдави Аараджа” [3:Т-4:21].

Хамза ибн Аббас Алави: “Асхаб аль-хадис говорили: “Аль-Хафиз Абу Нуайм оставался непревзойденным в течение четырнадцати лет. Не было никого на Востоке или Западе, кто имел бы более высокий уровень цепи повествования, чем он, или имел бы лучшую память, чем он” [3:Т-4:21].

В библиографических трудах не упоминаются четкие данные о его путешествиях и их датах, но имеется информация, что он слышал хадисы некоторых из своих шейхов в ходе посещения их в таких городах, как Мекка, Багдад, Басра, Куфа и Нишапур. Большое число его шейхов и учеников указывает на широту и обилия повествований Абу Нуайма.

Говоря о научном наследии Асбахани, то можно сказать, что он является автором множества трудов в различных областях наук ислама. До наших дней дошло большое количество из них. Среди наиболее известных можно выделить:

– “Хильятуль авлийа ва табакатуль асфийа” (Украшение святых и сословий чистых);

– “Марифатус сахаба” (Знание сподвижников);

– “Сифатуль жанна” (Описание Рая);

– “Зикр ахбар Асбахан” (Упоминание новостей об Исфахане);

– “Далаилун нубувва” (Свидетельства пророчества);

– “Аль-Муснад аль-мустахрадж ала Сахих Муслим” (Муснад, извлеченный из Сахиха Муслима);

– “Муснадуль Имам Аби Ханифа” (Муснад Имама Абу Ханифы);

– “Сифатун нифак ва наатуль мунафикин” (При знаки лицемерия и эпитет лицемеров);

– “Фазаилуль хулафаиль арбаа ва гайрихим” (Достоинства четырех халифов и других) [8:Т-17:455-456].

Благодаря библиографическим трудам, Абу Нуайм Асбахани оказал значительное влияние на развитие суфийской мысли. Хотя его труды непосредственно не относятся к суфизму как отдельной дисциплине, его вклад в хадисоведение, библиографию и религиозную литературу сыграл важную роль в формировании основ суфийских традиций, особенно в контексте моральных и духовных практик, описанных в его произведениях. Абу Нуайм написал свой труд “Хильятуль авлийа” в XI веке, когда суфизм, как особое направление в исламе, развивался в контексте возрастания интереса к мистическим практикам, а также поиску глубокой личной связи с Богом. В это время суфии стали играть важную роль в религиозной жизни, и Абу Нуайм, сам будучи тесно связан с суфийскими традициями, собрал в своем произведении биографии людей, которые олицетворяли идеал богоугодности и мистического пути. Произведение содержит истории праведных людей, отличавшихся высоким моральным поведением, приверженностью к исламским ценностям, продемонстрировавших способность к сверхъестественным явлениям (карамат), что было характерно для суфиев. Книга Абу Нуайма сыграла значительную роль в оформлении образа суфия как богоугодного человека (вали, мн. – авлийа), чья жизнь является примером для подражания.

Что касается структуры и содержания труда “Хильятуль авлийа”, она включает в себя биографии и сподвижников Пророка Мухаммада (С.А.В), праведников, а также суфиев, начиная с первых поколений мусульман до времен жизнедеятельности автора. Можем напрямую обратиться к источнику: “После приветствия: – Да дарует тебе успех Аллах! – Я полагался на помощь Аллаха, Велик и Славен Он, и ответил на твой запрос, собрав книгу, которая включает имена группы людей, некоторые их хадисы и высказывания, великих представителей из числа истинных суфиев и их наставников, а также их классификацию по уровням, начиная от аскетов и их пути, с эпохи сподвижников, их последователей (табиин) и тех, кто пришел после них (табаа табиин)…” [5:Т-1:25].

Научное наследие Асбахани не ограничивается только этим. Вопросы лицемерия оставались актуальными проблемами суфийского направления в тот период. Исходя из этого, Абу Нуайм, собрав немалое количество хадисов и рассказов, изложил всю эту проблематику в едином труде, названном “Сифатун нифак ва наатуль мунафикин” (При знаки лицемерия и эпитет лицемеров). Он предупреждает о лицемерии и лицемерах, а также разъясняет собственный метод и подход к изучению Священноно Корана. Отмечает: “Лицемеры подвергались осуждению со стороны Всевышнего в нескольких сурах Корана, где они описываются с жесткой критикой и в самых непривлекательных образах, в различных обстоятельствах. Им указано на их печальное место возвращения, где они столкнутся со страданиями, и Всевышний приравнивает их к неверующим и многобожникам, отвергающим Его Единство. Мы обращаемся к Нему за защитой от малых и больших проявлений лицемерия, как видимых, так и скрытых. Эти предостережения были переданы от Посланника Аллаха (С.А.В) в контексте описания лицемерия и лицемеров как в этом мире, так и в ином, подобно тому, как Всевышний выразил это в Священной Книге” [4:19-20].

Произведение посвящено лицемерию (нифак) в исламе. Нифак в исламской теологии – состояние, когда человек внешне проявляет веру в Аллаха и Пророка (С.А.В), но скрывает неверие или противоречит истинной вере в своем сердце через свои деяния. Персидский богослов и грамматик Али ибн Мухаммад Али, известный как Шариф Джурджани в своем “Ат-Та‘рифат” упоминает термины “нифак” (лицемерие) и “мунафик” (лицемер):

 النفاق: إظهار الإيمان باللسان، وكتمان الكفر بالقلب. [6:245]

“Нифак – проявление веры языком и скрытие неверия в сердце”.

 المنافق: هو الذي يضمر الكفر اعتقادًا ويظهر الإيمان قولًا[6:235] .

“Лицемер – тот, кто питает неверие в убеждении и демонстрирует веру в словах”.

В Коране и хадисах особое внимание уделяется этому явлению, поскольку оно является опасным как для индивидуальной веры, так и для общества в целом. Абу Нуайм написал этот труд в ответ на растущую проблему лицемерия в мусульманской общине. В нем рассматриваются различные признаки и поведенческие характеристики, по которым можно распознать лицемеров, а также последствия этого явления для социальной и религиозной жизни. Важно отметить, что труд Абу Нуайма ориентирован не только на теоретический анализ, но и на практическое руководство для мусульман, чтобы избежать лицемерия в личной и общественной жизни.

Произведение условно делится на несколько ключевых тем и разделов, каждая из которых углубляется в различные аспекты лицемерия:

Признаки лицемеров. Абу Нуайм подробно описывает внешние и внутренние признаки лицемеров. Это может включать лицемерные поступки, такие как лживые обещания, склонность к предательству, отсутствие искренности, намеренное сокрытие истинных намерений. Автор приводит многочисленные примеры из хадисов, в которых описываются характеристики лицемеров, о которых предупреждал Пророк Мухаммад (С.А.В) своих последователей [4:122-152].

Духовные и социальные последствия лицемерия. В разделе раскрывается, как лицемерие подрывает исламскую общину, разрушает доверие между мусульманами и способствует распространению зла. Автор анализирует, как лицемеры вносят раздор в общество, манипулируя верой и взаимодействием людей, и почему они считаются опасными не только для своей собственной веры, но и для целостности мусульманского общества [4:36-91]. Характеристики лицемера в контексте исламского права (фикх) и морали. Ученый раскрывает, какие действия и поведения человека могут быть расценены как признаки лицемерия с точки зрения исламской морали и права. Например, ложные клятвы, недовольство по поводу обязательных религиозных практик, отказ от помощи бедным и нуждающимся – все это может быть признаком лицемерия [4:95-119].

Истории лицемеров в период Пророка (С.А.В) и его сподвижников. В этом разделе автор приводит конкретные примеры из жизни Пророка Мухаммада (С.А.В) и его сподвижников, чтобы проиллюстрировать, как лицемерие проявлялось в раннем исламе. Описывает известные истории из хадисов, в которых рассказывается о лицемерах, например, о тех, кто тайно был противником ислама, но при этом стремился войти в исламскую общину для личной выгоды [4:135-140].

Психология лицемера. Автор затрагивает э эту сторону лицемерия, рассматривая, почему люди могут вступить на этот путь. Объясняет, что часто лицемеры стремятся сохранить личное положение, защитить свои интересы или избежать наказания, что делает их поведение более опасным [4:40-57].

Влияние на развитие хадисоведения. Как уже сказано, ученый был выдающимся мухаддисом, и его работы стали основой для дальнейших исследований в этом направлении. Его подход к проверке и систематизации хадисов оказал значительное влияние на последующих ученых, особенно в области критичности и оценки достоверности [4:20-21].

Асбахани внес вклад в развитие методологии оценки достоверности хадисов, основанной на тщательной проверке цепочек передачи (иснады) и личности передатчиков хадисов. Его работы как, “Хильятуль авлийа ва табакатуль асфийа”, “Муснадуль мустахрадж ала Сахих Муслим”, “Марифатус сахаба” и другие, стали основой для дальнейшей разработки принципов проверки достоверности хадисов, что было продолжено мухаддисами следующих поколений, такими как, Ибн Касир Димашки [2:7-8, 421, 431, 446], Захаби [7:Т-1:251], Ибн Хаджар Аскалани (Аль-Исаба фи тамйизис сахаба) и другие. Этот подход к систематическому и тщательному исследованию источников стал стандартом.

Работы Абу Нуайма Асбахани оказали влияние на создание и компиляцию известных сборников хадисов и рассказов сподвижников, примером которым можно привести труд Абу Бакра Байхаки “Далаилун нубувва ва маърифату ахви сахибиш шариа” [1:Т-1:91]. Его внимание к достоверности передатчиков и критерию истинности хадисов стало важным ориентиром для многих ученых, которые продолжали разрабатывать эти методы в своих собственных трудах.

Каково было влияние ученого на исламскую библиографию? Биографии, составленные Абу Нуаймом, оказали влияние на дальнейшее развитие жанра исламской библиографии. Работы таких ученых, как Захаби, Ибн Хаджар Аскалани и другие, следовали примеру Абу Нуайма, систематизируя информацию о жизни праведников и ученых, что способствовало сохранению и распространению важнейших исторических и духовных данных. Следует упомянуть, что биографии, созданные Абу Нуаймом, часто использовались для обучения новых поколений ученых, а также для создания фетв (правовых решений). Эти работы также стали важным источником нравственного наставления для будущих поколоний.

Резюмируя, можно сказать, что работы Абу Нуайма Асбахани оказали глубокое и многогранное влияние на последующие поколения мусульманских ученых. Его труды по науке хадисов, суфизму и исламской библиографии стали основой для дальнейших исследований и практик. Они служили и служат важным источником для следующих поколений, а сам автор стал создателем новых направлений в исламской науке, что позволило сохранять и развивать важнейшие аспекты исламской культуры и духовности на протяжении веков.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
  1. Абу Бакр Ахмад ибн Хусейн Байхакъи. Далаилун нубувва ва маърифату ахви сахибиш шариа. – Бейрут: Даруль кутубиль илмиййа, 1988.
  2. Абуль Фида ибн Касир Димашки. Ихтисар улумиль хадис. – Эр-Рияд: Даруль майман, 2013.
  3. Абу Наср Таджуддин Субкий. Табакат аш-Шафииййаль Кубра. – Каир (Египет): Дару ихйа кутубиль арабиййа, 1918.
  4. Абу Нуайм Ахмад ибн Абдуллах Асбахани. Сифатун нифак ва наатуль мунафикин. – Бейрут: Даруль башаириль исламиййа, 2001.
  5. Абу Нуайм Ахмад ибн Абдуллах Асбахани. Хильятуль авлийа ва табакатуль асфийа. – Каир (Египет): Даруль хадис, 2009.
  6. Зайнуддин Абуль Хасан Али ибн Мухаммад Джурджани. Китабут таарифат. – Бейрут: Даруль кутубиль илмиййа, 1983.
  7. Шамсуддин Мухаммад ибн Ахмад Захаби. Мизануль итидал фи накдир риджал. – Бейрут: Даруль кутубиль илмиййа, 1995.
  8. Шамсуддин Мухаммад ибн Ахмад Захаби. Сияр ааламин нубала. – Бейрут: Ар-Рисала, 1996.
Хабибулло САГДИЕВ
Доцент кафедры “Исламоведение и изучение исламской цивилизации ICESCO”, PhD
МУХАММАДБИЛОЛ КАРИМОВ
Студент 4-курса Международной исламской академии Узбекистана

Check Also

34 ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ НАРОДА УЗБЕКИСТАНА

Сегодня сердца каждого сына и дочери нашей Родины бьются с волнением… Ведь мы широко и …